Адрес: г. Брест, ул. Советская, 46, п.14
E-mail: info@pravovik.by
Тел.: +375 162 53 44 53
Факс: +375 162 53 53 22
Главная » О бюро » Научные публикации » СПЕЦИФИКА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

СПЕЦИФИКА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

УДК 347:447.54:379.83

Э.П. ЗВАРИЧ

Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина

Внимание! Использование приводимых ниже текстовых материалов допускается исключительно в информационных целях. Их перепечатка, а также цитирование допускается только при условии ссылки на сайт pravovik.by как источник информации, а также указания сведений об авторе. Для сетевых СМИ обязательно размещение гиперссылки на соответствующую интернет-страницу сайта pravovik.by. Внесение каких-либо изменений, добавлений или искажений в копируемую (цитируемую) информацию не допускается.

Сфера оказания туристических услуг для Республики Беларусь как государства, обладающего выгодным географическим положением, культурным, историческим и рекреационным потенциалом, – это объект пристального внимания национальных и иностранных инвесторов и приоритетное направление развития национальной экономики. В связи с эти, субъектам белорусского рынка туристических услуг предоставляется благоприятный инвестиционный климат для осуществления высокодоходной хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением им возможности использования потенциала белорусской индустрии туризма.

Наряду со всеми факторами (экономические, политические, культурно-рекреационные), способствующими для создания благоприятной среды развития туристической индустрии в Республике Беларусь, особое место занимает гражданско-правового регулирование договорных отношений между субъектами туристической индустрии и участниками туристической деятельности. Это объясняется тем, что туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж, характером организации и ведения бизнеса и т.д., а отсюда вытекает и специфика договорных отношений.

Основываясь на специфике белорусского законодательства в сфере туризма и подобно тому как подразделяются правоотношения в сфере туризма, представляется возможным по критерию субъектного состава выделение следующих групп договорных отношений и соответствующих договоров в туристической деятельности: первая группа включает в себя совокупность договорных отношений, складывающихся между субъектами туристической индустрии; вторая группа – договорные отношения между участниками туристической деятельности и субъектами туристической индустрии.

В свою очередь договорные отношения между субъектами туристической индустрии по функциональной направленности деятельности участников данных правоотношений условно можно подразделить на следующие виды: 1) договорные отношения по формированию тура (созданию), которые вытекают из деятельности туроператоров по созданию тура на основании различного рода договоров по туроперетингу (договоры перевозки пассажиров и их багажа, размещения, питания, страхования, экскурсионного обслуживания и т.п.); 2) договорные отношения по продвижению тура, которые имеют своей целью формирование спроса на туристические услуги; 3) договорные отношения по реализации тура, которые складываются при реализации тура субъектам туристической деятельности, посредством заключения не запрещенных законодательством посреднических договоров (комиссия, договор поручительства, агентский договор, договор консигнации, дистрибьютерский договор и т.п.) либо при реализации тура участникам туристической деятельности на основании договора оказания туристических услуг.

Договорные отношения по формированию тура возникают из специфической деятельности туроператоров, состоящей из: составления программы туристического путешествия; формирования комплекса туристических услуг, позволяющих совершить туристическое путешествие. При этом услуги, входящие в тур, могут непосредственно оказываться как самим туроператором, так и третьими лицами, с которыми у туроператора заключены гражданско-правовые договоры.

Кроме приведенных выше видов деятельности туроператора по созданию тура, в соответствии со ст. 15 Закона Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 г. № 326-З, в редакции Закона Республики Беларусь от 16 июня 2010 г. № 139-З, (далее по тексту – Закон Республики Беларусь «О туризме») к формированию тура также относится приобретение права на реализацию тура либо комплекса туристических услуг, сформированных нерезидентом Республики Беларусь. Включение законодателем подобного вида деятельности в деятельность по созданию туроператором тура закономерно порождает формальное противоречие. Приобретение белорусским туроператором права на реализацию тура, созданного нерезидентом Республики Беларусь, представляет собой исключительно посредническую деятельность, которая сообразно своей экономической природе никак не может быть направлена на создание тура. Представляется, что данный вид деятельности подходит больше под легальное определение реализации тура турагентами или туроператорами.

Специфика посреднической договорной деятельности в белорусской индустрии туризма в форме деятельности турагентов на основании договора комиссии обусловлена в первую очередь тем, что турагентская деятельность – это предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами – резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Из анализа ст. 1 и ч. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О туризме» можно сделать вывод о том, что посредническая деятельность, осуществляемая турагентами на рынке туристических услуг заключается в следующем: турагент осуществляет реализацию и продвижение туров, сформированных туроператорами – резидентами Республики Беларусь, что в сужает рынок возможных «поставщиков-производителей» туров исключительно к туроператорам, являющимся резидентами Республики Беларусь, и не позволяет развивать посредническую деятельность между турагентами; реализация туров может также осуществляться турагентом только участниками туристической деятельность; специфика посреднической деятельности и предмета договорной деятельности при реализации тура сводится к тому, что в основании данных отношений в большинстве случаев лежит либо договор комиссии, либо договор поручительства.

Посреднические договорные отношения по договору комиссии по своей сути порождают две группы взаимосвязанных правоотношений: правоотношения между участниками туристической деятельности, которые вытекают сугубо из комиссии – внутренние; правоотношения между субъектами и участниками туристической деятельности, которые складываются по договору оказания туристических услуг – внешние.

По общему правилу, комиссионер вправе в целях исполнения договора комиссии заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. Однако с учетом определения предмета турагентской деятельности, закрепленного в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О туризме», турагент в отличие от туроператора не вправе заключать договора субкомиссии, т.к. суть его деятельности сводится к реализации тура участнику туристической деятельности.

Договорные отношения по продвижению тура характеризуются тем, что субъекты туристической деятельности в целях формирования спроса на туристические услуги вступают в договорные отношения различного вида. Наиболее распространенными договорами, заключаемыми с целью продвижения тура, являются договоры франчайзинга, оказания рекламных, консультационных, дизайнерских, маркетинговых услуг и т.п.

Оказание туристических услуг туроператорами и (или) турагентами в Республике Беларусь осуществляется на основании договора оказания туристических услуг, к которому применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг. Ранее, к примеру, в Российской Федерации туристические услуги оказывались на основании договора купли-продажи, что имманентно недопустимо, так как предметом договора купли-продажи является имущество (вещь, товар), а также имущественные права, если иное не вытекает из содержания и характера этих прав.

Сторонами договора оказания туристических услуг являются исполнитель (субъекты туристической деятельности) и заказчик (участник туристической деятельности). Однако практика оказания услуг в туристической индустрии показывает, что, как правило, исполнение обязательств договора оказания туристических услуг лежит на иных субъектах туристической индустрии: гидах, переводчиках, экскурсоводах и т.д.

В целях защиты прав заказчика и достижения равновесия прав и обязанностей в отношениях, вытекающих из договора оказания туристических услуг, ч. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» введен важный правовой инструмент. Так, исполнение обязательств третьими лицами не освобождает исполнителя по договору от ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг.

Представляется, что данный подход к возложению на всех участников туристической деятельности солидарной ответственности перед участниками туристической деятельности целесообразно применять в тех отношениях, когда турагент вступает в отношения с участником туристической деятельности от своего имени или от имени туроператора. Однако возникает вопрос в том случае, если тураегент вступает в отношения с туроператом или иным турагентом, но уже от не от собственного имена, а от имени и за счет участника туристической деятельности на основании договора поручительства. В данной ситуации будут применяться правовое регулирование поручения и, соответственно, все права и обязанности по сделке, совершенной турагентом, будут возникать и участника туристической деятельности, что позволяет нам сделать вывод о том, что ответственность турагента по договору оказания туристических услуг в данной случае исключается.

Развитие договорных отношений в туристической деятельности и их гражданско-правового регулирования имеет конструктивное значение в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, так как развитие туризма является условием увеличения занятости населения, строительства дорог, аэропортов и прочих удобств в дестинациях, роста бюджета за счет налоговых поступлений, притока иностранной валюты (стимулирования инвестиционного рынка), сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Полагаем, что в законодательстве Республики Беларусь сегодня необходим применять более развернутый подход к гражданско-правовому регулирования правоотношений, складывающихся в индустрии туризма, в который целесообразно включить следующие направления: разработка особого порядка правового регулирования отношений, связанных с оказанием туристических услуг для транзитных путешественников, дифференциация правого регулирования договорных отношений с учетом их классификации по субъектному составу и функциональному назначению; развитие института гражданско-правовой ответственности субъектов туристической индустрии; углубление правого регулирования института посреднической деятельности турагентов.




НАШИ НОВОСТИ


11.11.2017, 20:37
Что ожидает краундфандинг в Беларуси?

15.10.2017, 18:29
ОБЪЕМ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ: ИЗ АДВОКАТСКОЙ ПРАКТИКИ

все новости
European Lawyers, Solicitors and Law Firms based in Europe

Адвокаты в Берлине. Юридические услуги в Германии – RECHTSANWAELTE IN BERLIN


ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ